Среди сотрудников Пестовского лесопромышленного комплекса немало тех, кто начинал трудиться здесь ещё при строительстве предприятия. Это настоящие мастера своего дела, которые с теплотой отзываются о заводе и искренне радеют за результат. На таких профессионалов равняются новички.
Сегодня мы расскажем об операторе лесопильного цеха Николае Трофимове. Специалист трудится на предприятии с 2003 года, но его знакомство с лесопереработкой началось гораздо раньше.
— Николай Александрович, с чего начинался Ваш трудовой путь в сфере лесопереработки?
— Я работал в Гослесхозе с 1991 года, занимался распиловкой. Там в то время был однопильный станок с индивидуальным раскроем бревна, можно было подобрать оптимальный вариант распиловки. С этого, пожалуй, всё и началось. Потом работал на таком же станке в Агроснабе.
В 2003 решил перейти на строящееся предприятие. Было очень интересно, планировалась новая, по тем меркам очень современная линия, автоматизированное производство. Тогда ведь, в основном, здесь никто такого не видел, да и интернет был не так распространён, как сейчас. В сентябре того же года ездил на обучение, которое продолжалось три недели. Было много лекций, в том числе по оборудованию и по гидравлике. Мне понравилось, тем более наши лекторы работали на заводах, знали весь процесс не только в теории, но и на практике. На обучении нам разрешили по- пробовать свои силы в управлении, но только для того, чтобы мы поняли принцип действия. Запоминать расположение кнопок на пульте, к примеру, было незачем, у нас строился другой завод с другим оборудованием.
После того, как прошли обучение, вернулись на предприятие. Помогали в строительстве, протягивали цепи на линии сырой сортировки. Ещё с одним работником принимали лес с машин и вагонов, раскатывали его, обмеряли. Потом начались первые запуски. Наладчики только показали, что где включается, и всё. С этого началась наша работа операторами.
Очень помогло то, что распиловка была мне более-менее знакома. Я уже знал структуру бревна, имел представление о работе с дисковыми пилами. Понемногу набирался опыта.
— Расскажите подробнее о Вашей работе.
— Работа оператора лесопильного цеха очень интересная, ответственная. Лес я и раньше пилил, но уровень был не тот. Здесь всё очень технологично.
В операторской управление осуществляется с пульта. Программное обеспечение позволяет оптимизировать процесс лесопиления и достичь максимально полезного выхода продукции. Благодаря видеокамерам вся линия видна на экранах, это очень помогает в работе.
Оператору важно подмечать каждую мелочь в работе оборудования. Опыт позволяет быстро найти выход даже из внештатных ситуаций, принять своевременное решение. Операторы лесопильной линии работают не только за пультом в операторской, но и на обрезке, устраняют заторы на линии и так далее. Периодически мы меняемся.
Интерес к профессии со временем не пропадает. У меня за все годы работы на нашем предприятии желания куда-то перейти не было. Здесь я на своём месте и делаю то, что действительно мне нравится.
Всего же в каждую смену три оператора трудятся непосредственно на распиловке. Два — на линии сырой сортировки и два — на штабелеформирующей машине. Ещё один работник следит за транспортёрами. Уборщицы помогают сохранять чистоту. За работой лесопильного цеха в целом следят мастер и начальник лесцеха. На линии мы работаем в радионаушниках, всегда на связи друг с другом.
— В операторской много экранов, и некоторые операторы отмечают, что поначалу терялись, не знали, на что смотреть. Как Вы привыкали к такому обилию информации?
— Привыкать не пришлось, количество мониторов посте- пенно увеличивалось. Они добавлялись не сразу. Пилить начинали вообще только с одним монитором. Тогда был бетонный настил, пульт и монитор. Всё. Не было шумоизолированной кабинки, как таковой, она уже поз- же появилась. Работали в наушниках, следили чисто визуально за линией.
Сейчас работать и комфортнее, и проще. Оператор должен следить за всей линией постоянно. Это уже просто привычка. Понятно, что поначалу это может показаться трудной задачей. Ведь за короткий промежуток времени надо всё просмотреть, и не один раз. Линия может встать моментом, надо постоянно быть во внимании, везде всё видеть и замечать. Но помогает то, что со временем появляется достаточный опыт, вырабатывается привычка, появляется сноровка. Смотришь не на один экран, а на все, и уже краем глаза замечаешь, где что-то не так.
— Николай Александрович, какие бы Вы отметили изменения за последние три года в работе предприятия?
— Есть несколько моментов, которые вспоминаются сразу. Например, большой плюс в том, что у нас теперь есть автобус, на котором можно добраться на работу. Это очень удобно. При предыдущих собственниках этого не было. А Группа компаний УЛК подошла к организации работы предприятия очень серьёзно и проработала даже этот вопрос.
Кроме того, на территории завода круглосуточно работает кафе. Это тоже очень удобно. При предыдущем собственнике оно было закрыто. Приходилось постоянно носить с собой еду, готовить что-то дома, тратить время на разогревание пищи. В кафе же можно выбрать приглянувшиеся блюда, спокойно пообедать и отдохнуть в перерыве.
Вы знаете, здесь всё время что-то меняется к лучшему, развивается. К примеру, уже не раз упоминали и открытие второго лесопильного цеха, и запуск пеллетного производства. Это радует.
— Приходилось ли Вам обучать новичков?
— Да, сразу после запуска завода в 2017 году. Тогда тех, кто уже имел опыт работы на линии, распределили по сменам. Мы стали наставниками для новичков. Сейчас и они уже стали мастерами своего дела.
— Что бы Вы сказали о коллективе?
— Коллектив операторов у нас сильный. Знаю всех коллег, все четыре смены. Бывает, что подменяем друг друга. И со всеми работать комфортно.
Да, были перемены в составе операторов, кто-то отсеялся ещё в процессе обучения, кто-то не смог работать по ночам, кто- то ушёл по личным причинам. Но коллектив со временем сложился. Случайных людей у нас нет.
Что касается ремонтных служб, все работают хорошо. Несмотря на то, что у них для обслуживания есть всего два перерыва, они стараются поддерживать линию в хорошем состоянии по максимуму. В случае поломок и внештатных ситуаций действуют очень быстро и слаженно. Это тоже немало- важно.
— Остаётся ли время на семью, хобби?
— На семью время нахожу всегда. Что же касается хобби, то интересов у меня несколько. Но основное, пожалуй, это фотография.
Начал увлекаться фотографией ещё в школе, классе в шестом. Первым фотоаппаратом был советский плёночный «Смена-8 М». Потом довольно длительное время фотографировал «Зенитом». В девяностых увлечение ненадолго оставил, так как все силы уходили на работу. Потом вернулся к любимому занятию. Купил цифровой фотоаппарат — было в новинку, ведь до этого сам проявлял плёнку, сам печатал. Это стало своеобразным шагом вперёд. После уже перешёл на зеркальные фотоаппараты, подошёл к вопросу серьёзно: докупал объективы, в интернете изучал видео-уроки, осваивал графические программы.
Сейчас фотографирую реже. Снимать нравится всё, и природу, и людей.