Развитию лесопользования мешает ряд проблем
Устьянский район стал площадкой для проведения выездного заседания межведомственной рабочей группы по совершенствованию лесного законодательства при Совете Федерации РФ
Борьба с незаконным оборотом древесины и лесными пожарами, осуществление лесного надзора, актуализация данных о состоянии лесов – эти и другие вопросы обсудили участники выездного заседания.
В рабочей встрече приняли участие заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев, глава Рослесхоза Сергей Аноприенко, губернатор Архангельской области Игорь Орлов, генеральный директор Группы компаний УЛК Владимир Буторин, представители органов государственной власти, научного и бизнес-сообществ.
Юрий Воробьев, открывая пленарное заседание, отметил, что Поморье и Устьянский район неслучайно были выбраны для проведения встречи.
– Более 70 процентов территории Архангельской области покрыто землями лесного фонда, это крупнейший лесопромышленный регион нашей страны, здесь производится треть российских объемов целлюлозы и картона, – сказал он. – Ключевой особенностью Архангельской области является огромный сырьевой потенциал и развитая транспортная инфраструктура, что позволяет экспортировать лесопродукцию на внешний рынок.
ГК «УЛК» играет одну из ведущих ролей, являясь крупнейшим в России лесным холдингом по масштабам заготовки и производства пиломатериалов.
Несмотря на рост объемов лесозаготовки и лесопереработки, эффективному развитию лесопользования в России по-прежнему препятствует ряд системных и нерешенных проблем. Прежде всего – это отсутствие актуальной информации о состоянии и стоимости наших лесных ресурсов. Отсюда невозможность долгосрочного планирования, инвестирования в развитие отрасли, в том числе и в глубокую переработку древесины. В рамках пленарного заседания, длившегося почти три часа, прозвучали десятки предложений по изменению лесного законодательства, которые могли бы повлиять не только на развитие ЛПК, но также на сохранение природных богатств страны.
Выступая на пленарном заседании, губернатор Архангельской области Игорь Орлов поддержал предложение о передаче полномочий по проведению лесоустроительных работ с регионального на федеральный уровень.
– Только 20 процентов лесов сегодня находятся в состоянии достоверной информации, – сказал он. – Судебными решениями на область возложена обязанность проведения лесоустройства на территории лесного фонда общей площадью 9,7 миллиона гектаров на общую сумму порядка 1, 4 миллиарда рублей. Чтобы полностью актуализировать информацию о состоянии лесов Архангельской области, нужно пять миллиардов рублей. При этом на выполнение всех переданных полномочий мы получаем 750 миллионов рублей. И реально из этих денег на лесоустройство можем направить только порядка 70 миллионов рублей. Нам очень хотелось бы понять, как мы будем делать это дальше.
Озвучена на пленарном заседании также инициатива передачи с регионального на федеральный уровень функций по государственному лесному надзору, авиалесоохране, а также контролю за выполнением лесопользователями заключенных с государством договоров. Не менее важным для развития лесной отрасли является улучшение материально-технического оснащения и повышение заработной платы специалистам, занимающимся охраной лесов.
Наведению порядка в лесной сфере, по мнению собравшихся, должно способствовать и создание в субъектах РФ центров управления, которые сосредоточили бы информацию о текущей ситуации в лесном фонде.
– Российская Федерация является мировым лидером по площади лесов, занимает пятое место в мире по объемам использования возобновляемых лесных ресурсов, – отметил Сергей Аноприенко, замминистра природных ресурсов и экологии РФ – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства. – Проанализировав устойчивую практику государственного управления лесами, мы понимаем, что мир идет по созданию специализированных государственных компаний. Они наделены хозяйственными функциями по комплексному использованию лесов, это позволяет обеспечить государству функции по охране, воспроизводству и защите лесов. В целях обеспечения устойчивого управления по охране, защите и воспроизводстве лесов предлагаю в текущем году приступить к обсуждению создания публично-правовой компании, условно можно ее назвать Российский лесной оператор, по наделению ее функциями по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов на землях лесного фонда. Это позволило бы эффективно решать государственные задачи с привлечением в том числе внебюджетных источников финансирования и средств государственно-частного партнерства.
Ряд изменений в действующее лесное законодательство предложил внести Владимир Буторин, генеральный директор ГК «УЛК». В частности, на законодательном уровне закрепить возможность передачи лесфонда в частную собственность или увеличить срок аренды лесов до 200 лет. Это позволит владельцам лесного бизнеса эффективнее вести лесное хозяйство, планировать развитие и создание новых производств на несколько поколений вперед.
Глава УЛК также предложил законодательно разрешить арендаторам осваивать всю недоиспользованную за предыдущие годы расчетную лесосеку, когда для них это экономически выгодно, и для этого есть необходимость и возможность. Доработать механизм, при котором арендатор за счет собственных средств сможет произвести лесоустройство в пределах своего арендованного лесного участка, и без проблем ввести результаты лесоустройства в работу.
Владимир Буторин отметил, что необходимо предусмотреть постепенное увеличение лесовосстановления с использованием лесных культур с закрытой корневой системой. И в течение 10 лет довести объем посадок при сплошных рубках на лесных участках, которые подходят под интенсивную модель лесопользования, до 100 процентов. Он предложил включить в лесное законодательство положение о возможности создания модельных лесов на заброшенных неперспективных землях сельхозназначения. К примеру, в Устьянском районе на таких землях площадью 25 тысяч гектаров за 60-80 лет можно вырастить более восьми миллионов кубометров хвойного леса.
Кроме того, обратился к представителям федеральных органов власти с просьбой разрабатывать долгосрочные программы поддержки для предприятий лесной отрасли на 5-7 лет. Сегодня, к сожалению, ни одно постановление правительства не работает более двух лет.
Эти и другие предложения членов рабочей группы будут включены в протокол заседания рабочей группы и направлены в правительство и другие органы государственной власти.