Затяжные дожди и бездорожье до предела усложнили заготовку и вывозку леса. Люди и техника вместе проходят суровое испытание непогодой. В экстремальных условиях лесорубы не только продолжают работу, но умудряются на отдельных участках перевыполнять план.
С начальником лесозаготовки Плесецкого леспромхоза ГК УЛК Александром Козленко мы едем в Каргопольское лесничество, где трудятся лесозаготовители 4-го комплекса. Непрерывные дожди сделали лесовозную дорогу похожей на трассу трофи-рейда. Наш УАЗ Патриот поминутно ныряет в заполненные водой ямы, и жидкая грязь из-под колес летит в лобовое стекло. Там, где внедорожнику проехать сложно, тяжелому сортиментовозу с прицепом порой невозможно. Погода вынуждает лесозаготовителей временно снижать объем вывозки, отправляя машины с верхних складов с неполной загрузкой. Когда шоссейные Скании и Вольво не справляются, для вывозки используют полноприводные грузовики-вездеходы. Штабели круглого лесоматериала формируют таким образом, чтобы к ним удобно было подъезжать. Но, прежде всего, ответственно относятся к дорожному хозяйству.
- Дороги и мосты в основном делает УЛК. Мы жалеем лесовозные дороги и свой труд. Стараемся в такую погоду сортиментовозы не отправлять, либо возить по минимуму. Дороги размываются, мы их оперативно ремонтируем - подсыпаем песком и пробалку делаем бревнами, - рассказывает Александр Козленко. - Но некоторые наши коллеги-частники этого не ценят. Они живут одним днем – лишь бы урвать, а что будет завтра, их не интересует. Мы дороги строим, а они их добивают до конца.
Лесной лагерь 4-го комплекса встречает приятным запахом дыма из печной трубы – в ярко-желтом вагончике-столовой работает кухня. В жилом блоке отдыхает после работы смена операторов харвестеров и форвардеров. Шесть машин механизированного комплекса при этом не стоят без дела – вторая смена работает на делянке в километре от вагон-городка. Кроме жилого отсека и столовой, здесь есть баня – тоже, разумеется, мобильная. Связь с внешним миром поддерживается с помощью спутникового интернета, телефона и телевидения. Между вагончиками проложена дорожка из аккуратно вкопанных в землю пеньков.
За чаем говорим с лесорубами об их работе. В крупных лесных холдингах уже не встретишь человека с бензопилой – все самые трудоемкие операции выполняют машины, напичканные «умной» автоматикой. В кабине Джон Дира микроклимат поддерживают кондиционер и отопитель, а для управления оператору не нужно даже рук поднимать: все кнопки и джойстики размещены на консолях-подлокотниках. Над головой - две рукоятки для физических упражнений, чтобы спина не затекла. Но от этого лесозаготовка не стала простым и приятным делом. Сергей Лодде за пультом харвестера четыре года, и ему есть что рассказать о трудностях работы в межсезонье:
- Для меня это спокойная, предсказуемая машина. Несмотря на габариты, ей легко управлять. Но, бывает, до делянки нужно проехать пятьсот метров, а на пути болото и его как-то надо преодолеть. При этом леса вокруг нет, чтобы спилить и подложить под машину. Приходится ждать, когда подборщик застелит эту дорогу. Или из-за дождей глинистая почва настолько размокает, что даже форвардер не может проехать, лес вывезти, приходится ехать вытаскивать его. Вот так - с помощью троса и взаимовыручки – вызволяем друг друга из грязи.
Андрей Кузнецов начинал на старом добром трелевочнике ТДТ-55, но уже одиннадцать лет управляет современными форвардерами. Несмотря на бездорожье, вывозит на своем Джон Дире на верхний склад по 200 кубометров леса за смену.
- Зимой, конечно, лучше работать: почва крепко стоит, машина ходит мягко, на пнях не трясет. Сейчас-то на каждом пеньке хлопнет так хлопнет, не разгонишься. Но форвардер рассчитан на такие дорожные условия, справляется. Как старики шутят, раньше бы нам такую машину – уже бы леса не было, - говорит оператор форвардера Кузнецов, - В прежние времена техника была намного проще насчет ремонта, обслуживания. Эта, конечно, сложнее, но на ней и приятнее работать. Все-таки тут комфорт.
Рука об руку с опытными лесорубами в 4-м комплексе работают молодые специалисты. У слесаря-сварщика Александра Дубаса в лесу – первая вахта. Работы хватает: в такую погоду чаще, чем обычно, рвутся гусеницы машин и цепи харвестерных головок. Но Александр не жалуется:
- Нравится вахтовая работа. Я охотник, тянет в лес, здесь все просто, настоящая мужская работа. Все зависит от человека, люди правильные приживаются в таких условиях. Слабые не выдерживают.
В 4-м комплексе работают неслабые люди. Несмотря на сложные погодные условия, в сентябре здесь заготовили 24 тысячи кубометров древесины при плане 20 тысяч.
- Стараемся выбирать участки посуше, пробалку укладываем. Техника у нас пока новая, стараемся поддерживать в исправном состоянии. С помощью ремонтно -механической службы это удается. У ребят настрой боевой, коллектив слаженный, - делится секретом успеха мастер леса 4-го комплекса Плесецкого леспромхоза Юрий Тихонов. По его словам, в октябре лесорубы планируют выдерживать высокий темп. Работать спустя рукава здесь не умеют.
Устьянский лесозаготовительный комплекс