На такой технике приятно работать
Вывозка леса всегда была и остаётся одним из важнейших этапов в сфере лесной промышленности. Заготовить лес - это лишь начальный этап, необходимо ещё доставить его из делянки на завод для дальнейшей переработки. А сделать это зачастую бывает не так-то просто: состояние техники, тяжёлые погодные условия, ямы, колеи, распутица, резкие повороты и подъёмы, которыми изобилуют лесные дороги. Всё это - настоящие испытания для водителей на вывозке леса, а также их техники. Поэтому в правилах ГК УЛК обеспечивать водителей лучшей техникой, такой, на которую можно положиться в любую погоду и время года.
Руслан Мукин работает на лесовывозке уже 7 лет. Совсем недавно его экипаж перевели на новый сортиментовоз Scania G500, который в числе прочих поступил в Устьянский леспромхоз в январе 2019 года. Всего парк леспромхоза пополнился 15 новыми машинами, среди которых 14 сортиментовозов Scania, оборудованных гидроманипуляторами EPSILON и прицепами JYFA, а также один седельный тягач. Как отметили в руководстве леспромхоза, увеличение количества техники связано, в первую очередь, с ростом объёмов лесозаготовки, ведь сейчас в Устьянском ЛПХ работает 21 лесозаготовительный комплекс.
С Русланом мы отправились в делянку, чтобы услышать его впечатления о новой машине и своими глазами увидеть, на что способен современный лесовоз. Каждый день ставит перед водителем на вывозке новые проблемы, которые человек и машина решают совместно. Этот день не стал исключением: с неба стеной валил снег, оттепель сделала дорожное покрытие опасно скользким, а лесная дорога была богата на повороты и пригорки. Не впишешься - окажешься в кювете. Не хватит мощности - встанешь на подъёме и покатишься назад. Но опытного водителя такие трудности не пугают, тем более, когда он управляет машиной мощностью ни много - ни мало 500 лошадиных сил.
- Получили новую технику недавно, - рассказывает Руслан Мукин. - Разница ощутима. Машина хорошая, мощная и надежная. В кабине созданы все условия для комфорта водителя. Поэтому за рулём практически не устаёшь, как это бывает, к примеру, на русских МАЗах. Здесь очень удобная кабина, анатомические сиденья, мягкая подвеска. В Скании прекрасный обзор и качественная оптика. Глаза ночью не так устают».
Действительно, Скания проходит мелкие ямы без видимой нагрузки. Ты видишь яму, но не чувствуешь её: машина только слегка покачивается. Такой подвеске могут позавидовать многие легковые автомобили, и, конечно, это делает поездку намного комфортнее. Как и то, что в салоне очень тепло и удобно. Огромное лобовое стекло и высота кресла водителя не только обеспечивают прекрасный обзор, но и позволяют насладиться чудесными пейзажами родной природы. Спрашиваю Руслана, как Скания переносит наши северные холода.
- Такой машине никакие морозы не страшны. Насчёт этого всё продумано: есть подогрев двигателя, различные отопители, в кабине установлен климат-контроль, так что холодно здесь не бывает. Хотя в этом году и морозов нет. А жаль. Чем крепче холода, тем нам лучше и легче работать. Сырые места промерзают, да и в мороз не так скользко, как в оттепель. А особенно тяжело в снегопад.
Но трудности делают нашу работу только интереснее. Адреналина здесь хватает. Бывает, выезжаешь в крутую гору с поворотом на груженом лесовозе, весь вспотеешь от напряжения. Зато потом гордишься собой, что смог, и машина не подвела. На такой технике приятно работать.
Хочу сказать, что не каждому дано лес возить. Многие ребята, особенно неместные, приходят, пробуют. Но, когда видят эти пригорки, повороты, распутицу, гололёд и снегопады, то боятся и уходят. И ответственности за новую технику боятся.
Поэтому, несмотря на хорошие условия работы, водителем на вывозке может стать не каждый. Оплата у нас зависит от кубатуры и расстояния. Сколько привёз, столько и получил. Рабочий график у меня такой: 12 часов за рулём, затем меняюсь и 12 часов отдыхаю. На этой машине мы работаем с напарником вдвоём, а вообще в экипаже зачастую по три водителя на одну машину.
На новой технике гораздо легче работать еще и потому, что сервисные механики помогают обслуживать машину, а раньше всё делали своими руками. Технический осмотр проводится через каждые 20 тысяч километров пробега.
На всех машинах устанавливаются радиостанции. Они нужны, чтобы водители могли работать в команде и помогать друг другу. Ситуации в лесу случаются разные. Также на сортиментовозах установлена система ГЛОНАСС, диспетчеры которой удалённо отслеживают её местоположение. Scania может похвастаться продвинутым бортовым компьютером, который сообщает водителю обо всех ошибках и неисправностях. Если в машине что-то не так, то она сигнализирует об этом, показывая на экране, что случилось. Если поломка небольшая, компьютер просто сообщает о ней, и по прибытию в гараж водитель устраняет мелкую неисправность. А вот если с машиной что-то чрезвычайно серьёзное, то она скидывает мощность и блокирует себя, чтобы дальнейшая поездка на автомобиле не усугубила ситуацию.
Очень любопытно, что бортовой компьютер Scania G500 еще и оценивает успехи водителя, в том числе его действия на подьемах и спусках, а также переключения передач, обороты. Поэтому система призвана обучить сотрудника максимально эффективно и бережно использовать доверенный ему автомобиль. В соответствии с этим электроника выставляет шофёру балл от одного до пяти.
Несмотря на снегопад и скользкую дорогу, мы успешно загрузили около 50 кубометров леса, спокойно прошли крутые спуски и подъёмы и без приключений вошли во все повороты. Бортовой компьютер оценил манёвры и переключения Руслана на пять звёзд. И это подтверждает то, что опытный водитель на современной и мощной технике способен справиться с поставленной задачей, несмотря ни на какие трудности.
На фото: водитель на вывозке леса Устьянского леспромхоза Руслан Мукин