Несмотря на то, что сотрудники департамента материально-технического снабжения ГК «УЛК» не принимают участия в производстве, зачастую именно от них зависит бесперебойность процесса. Запчасти, стройматериалы, оборудование для цехов и подразделений компании, расходные материалы и даже канцелярия – доставку всего этого из разных уголков страны обеспечивает именно департамент МТС.
И танк найти – не проблема
Раньше каждое подразделение предприятия имело свой отдел снабжения, в 2017 году в Группе компаний была создана объединенная структура – департамент МТС. Его задача – бесперебойное обеспечение различными товарно-материальными ценностями всех подразделений, в том числе в Пинежском, Плесецком, Виноградовском и Пестовском районах: география широкая. Впрочем, как и ассортимент доставляемых грузов.
– Мы занимаемся доставкой всех типов материально-технических ценностей, это и канцелярские товары с хозтоварами, и горюче-смазочные материалы, и спецодежда, и запчасти, – рассказала Светлана Иванова, директор департамента МТС. – В наши функции входит прием заявок от инициаторов – всех подразделений Группы компаний, затем их обработка в соответствии со сроками, которые являются достаточно жесткими, поиск поставщиков и, наконец, доставка.
Поток грузов, которые приходится доставлять в Группу компаний УЛК, такой разнообразный, что даже самые необычные заказы воспринимаются сотрудниками департамента как рядовые. Но порой заказывать приходится действительно нестандартные вещи. Например, пару лет назад департамент МТС был озадачен поиском пушек для Парка Победы в Березнике. А сейчас - танка Т-34-85: тоже для Парка Победы.
Кроме того, увеличиваются объемы работы в связи с тем, что ГК «УЛК» строит новый завод в Карпогорах, который станет самым крупным в России.
Контрагенты только надежные
В помощь специалистам департамента – особая компьютерная программа подачи и обработки заявок. В ней есть база контрагентов, с которыми работает предприятие. К слову, все они – надежные партнеры. Тех, кто подводит холдинг, не выполняя договоренности и срывая сроки поставки, УЛК заносит в список неблагонадежных.
Все заявки на тот или иной груз менеджеры отправляют контрагентам в электронном виде, собирают предложения, утверждают нужные позиции с инициаторами и делают заказ: строго в рамках выделенного бюджета. К слову, контроль его превышения или невыполнения – тоже задача МТС. Дальше следует вывезти товар и доставить его на склад. Ну и, конечно, МТС осуществляет контроль оплаты заказа. Многие заявки приходится выполнять в оперативном режиме, буквально с колес, потому порой случаются экстренные ситуации, не требующие отлагательств.
– Любой сотрудник департамента МТС работает в онлайн-режиме. Каждую минуту может что-то случиться: неожиданно закончиться топливо, сломаться экспедиционная машина – к таким ситуациям мы готовы всегда, – отметила Светлана Иванова. – Чтобы работать даже простым менеджером в департаменте МТС, нужно быть мобильным, стрессоустойчивым, уметь быстро принимать решения. Этой профессии нигде не учат, постигать ее основы сотрудникам приходится сразу на рабочем месте. И в этом случае главное, чтобы она подходила человеку по складу характера: он должен быть достаточно динамичным, в каком-то смысле даже нахальным, то есть должен быть нацелен на результат. Чтобы ни случилось, задача должна быть выполнена. Вижу цель, не вижу препятствий: таков главный принцип работы департамента МТС. Именно поэтому команда у нас уже сложившаяся и сработавшаяся.
Кроме того, к профессиональным качествам сотрудников МТС можно отнести умение находить общий язык со всеми: как с инициаторами заявок, так и с поставщиками.
Зоны ответственности – границы районов
Департамент МТС, уже после объединения, несколько раз реорганизовывался: искали оптимальную форму работы. Поначалу разные отделы департамента занимались конкретными сферами, сейчас работа разделена по территориальному признаку. В общей сложности в МТС четыре отдела, отвечающих за конкретные районы: Устьянский, Вельский + Пестовский, Плесецкий + Виноградовский и Пинежский.
– Это самый оптимальный вариант организации работы, – отметила Светлана Иванова.
В общей сложности в департаменте МТС трудятся 20 сотрудников. Самый крупный отдел занимается материально-техническим снабжением Устьянского района. Обслуживает и завод, и терминал в Костылево, и Устьянский леспромхоз, и социальные объекты: строящийся Дворец культуры в Березнике, Березницкую гимназию, храмы в Березнике и Павлицево, детский сад в поселке Богдановский и другие. Руководит устьянским отделом Наталья Лимонова.
– Выбираем стройматериалы, теплые остановочные павильоны, спорттовары, учебники, игрушки, спортивную форму для хоккеистов, недавно, например, заказывали форму для хоккейной команды «Устьяночка» – с возрастом спортсменок на спине, – рассказала она. – Иногда приходится сталкиваться не столько с интересными заказами, сколько с некорректными заявками. И разбираться, что именно хочет получить инициатор.
Каждый сотрудник отдела МТС по Устьянскому району занимается конкретным социальным или производственным объектом, но из-за загруженности одного менеджера заявки могут передаваться другим специалистам. В общей сложности на каждого сотрудника МТС в месяц приходится по 80-100 заявок. Причем самых разных: какие-то могут содержать всего пару позиций, а какие-то – несколько десятков наименований товаров. Ну и, конечно, половину из них нужно было выполнить «еще вчера».
– Например, очень много заявок поступало перед проведением в Устьянском районе совещания межведомственной рабочей группы Совета Федерации по совершенствованию лесного законодательства. На социальных и производственных объектах Группы компаний готовились встречать гостей, поэтому заказывали краску, - рассказала Наталья. – И мы, конечно, столкнулись с рядом сложностей, потому что краска – сезонный товар, зимой ее купить сложнее. Пришлось искать пути решения.
В отделе Плесецкого и Виноградовского леспромхозов сотрудников меньше, руководит этим подразделением Маргарита Якунина. В МТС она успела поработать уже в нескольких отделах.
– В каком бы отделе я ни работала, специфика работы не отличается, а вот закупаемые материалы – да, – рассказала она. – Выбирая поставщика, мы учитываем и цену, и качество, и сроки доставки. Если это запчасти, то, как правило, чем быстрее выполнен заказ, тем лучше, нельзя допустить простоя техники.
Доставка из любой точки страны
Когда товар согласован, заказан и готов к отправке, встает вопрос его доставки. В общей сложности в Группе компаний 13 водителей-экспедиторов, шесть шеститонных КАМАЗов, три «двадцатитонника» марки Scania и один грузовой ГАЗон вместимостью три с половиной тонны. В планах УЛК приобрести еще несколько полуприцепов, чтобы увеличить объем грузов, которые перевозят КАМАЗы, до 10 тонн. Грузы доставляют из разных уголков страны, но основной поток – из Москвы, Санкт-Петербурга и средней полосы России.
Водителю-экспедитору, отправляясь в командировку, важно заранее продумать, спланировать, где и когда он будет отдыхать, где остановится на ночлег. Современные требования ПДД к рулевым большегрузов, что совершают поездки на дальние расстояния, предъявляются достаточно строгие. Автомобилисты обязаны использовать тахограф – специальное контрольное устройство, предназначенное для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей. Кроме того, важно выбрать правильный маршрут. Их составлением занимается Ольга Филимонова, заместитель директора департамента МТС.
– Каждую пятницу начальники отдела приносят заявки, где какой груз нужно забирать, и я уже анализирую, составляю маршруты таким образом, чтобы не было такого, что в один город поехало несколько машин друг за другом, – отметила она. – Уже на подсознательном уровне понимаем, куда водитель должен заехать, какой груз и откуда забрать по пути, чтобы не курсировать с пустым кузовом.
Грузы доставляют не только экспедиторы ГК «УЛК», так как объемы большие, приходится привлекать дополнительные силы, транспортные кампании. Вообще нагрузка на МТС очень высокая, работать приходится в режиме многозадачности: нельзя упустить из вида ни одной мелочи. И поэтому очень важно разгружаться после трудового дня, освобождаться от лишних мыслей, чтобы утром прийти на работу с новыми силами и свежими мыслями.
– Я, например, когда приезжаю домой, люблю ухаживать за цветами, люблю почитать, без разницы что, главное, чтоб из головы вытряхнуть мысли о работе, – рассказала Светлана Иванова. – И это очень важно, потому что сложности на работе были и будут. Своим сотрудникам я всегда даю право на ошибки, но, если они случаются, мы стараемся ситуацию исправить, а не паниковать. Только обладая здравым смыслом и здоровым чувством юмора можно с успехом работать в департаменте материально-технического снабжения.
Группа компаний УЛК