Андрей Буторин, первый заместитель генерального директора, о современном подходе к бизнесу, будущем Группы компаний УЛК и семейных традициях
С 1 января 2019 года пост первого заместителя гендиректора ГК УЛК занимает Андрей Буторин. На нем лежит двойная ответственность: он не просто руководитель, занимающий высокий пост, но еще и сын собственника компании. Владимир Буторин привык руководить холдингом практически в ручном режиме, контролируя все процессы. Теперь же часть работы – на плечах Андрея.
– Андрей, за что вы отвечаете в ГК УЛК как первый заместитель?
– Всех моих обязанностей и не перечислить. Основное – это лесозаготовка. То есть все пять леспромхозов Группы находятся в зоне моей ответственности. Также курирую всю технику, имеющуюся в холдинге. Это закупка и реализация, комплектование штатного расписания и движение всех автотранспортных средств между нашими подразделениями. Напрямую работаю с департаментом по управлению основными средствами, ТМЦ и БДД и с департаментом спутникового контроля. Еще являюсь заместителем председателя оргкомитета и организатором чемпионата «Лесоруб XXI века».
Я вникаю во все производственные этапы УЛК. Отслеживаю показатели и провожу собственный анализ. Так сказать, для полного представления о происходящем в нашей компании.
– Каким был ваш путь в УЛК?
– Естественно, мой путь в УЛК начался далеко не с поста первого заместителя. И, конечно же, не в прошлом году. В УЛК начал работать с восемнадцати лет и с самых «низов». На протяжение всей учебы в университете каждое лето в разных подразделениях и на различных должностях. Был технологом и учился отводить делянки, потом – оператором харвестера и мастером на лесозаготовке, позже посвятил свои каникулы дорожной службе, а четвертое лето – автотранспортному цеху. Несмотря на серьезность и глубину моего вовлечения в производство, это все равно не считалось официальным опытом.
– С чего же началась постоянная работа?
– Первой моей официальной работой в УЛК стала должность главного механика в ООО «Медведь». Затем меня перевели в менеджеры по продажам готовой продукции. Но там я не задержался, так как продажи оказались не моим профилем. Я даже стройками занимался! Но мне всегда хотелось быть ближе к производству. Что в скором времени и случилось – в 2015 году под свое крыло меня взял Валентин Дмитриевич Буторин, занимавший в то время пост генерального директора Устьянской лесоперерабатывающей компании. Для меня он стал не столько начальником, сколько наставником. Многому меня научил, за что я ему благодарен до сих пор. Я с головой ушел в производство – был заместителем начальника лесозаготовки, работал главным инженером. Даже пробовал управлять компанией в роли ее генерального директора. Потом был переведен в центральный аппарат управления Группы на должность главного инженера. А с 1 января 2019 года являюсь первым заместителем.
– Столько должностей за небольшой промежуток времени. Это стресс или опыт?
– Это опыт, помноженный на стресс. В некоторые моменты, когда «бросали» с должности на должность, мне многое не нравилось. Без стрессовых ситуаций не обошлось. Зато все это мне пригодилось. Теперь я разбираюсь в большинстве производственных моментов и во многих тонкостях. Да и во что-то новое проще вникать с таким багажом опыта.
– Большая часть вашей работы посвящена именно лесозаготовке. Какому из всех леспромхозов УЛК требуется сегодня больше внимания?
– Мне трудно выделить какое-то одно лесозаготовительное предприятие. Внимания требуют все. И в равной мере. Так в Плесецком и Виноградовском леспромхозах абсолютно новые команды. Несмотря на то, что специалисты толковые, все же в некоторые моменты приходится подсказывать и помогать. В Устьянском и Вельском подразделениях коллективы сформированы давно и в особой помощи не нуждаются, но, опять же, в Вельске, например, самый большой автопарк, и, следовательно, имеются другие вопросы и проблемы. А Пинежский леспромхоз как самый молодой и амбициозный в наших рядах априори не может без нашего внимания и поддержки.
– Владимир Федорович как собственник ГК УЛК с самого ее основания привык контролировать абсолютно все. Сейчас есть какие-то направления, которые он полностью отпустил и доверил вам не как сыну, а как профессионалу?
– Скорее нет, чем да. В определенной мере он также продолжает контролировать все направления деятельности компании. Правда, некоторые в меньшей степени. Взять, к примеру, автотранспорт. Сейчас в собственности Группы находится более 1 500 единиц различной техники. И это далеко не предел, мы постоянно пополняем и обновляем автопарк предприятия. Этим направлением занимаюсь я. Владимир Федорович на правах генерального директора только утверждает документы и согласовывает некоторые мои решения. То же происходит и с лесозаготовкой. Сейчас он отслеживает только производственные показатели и выполнение планов, более глубокий контроль – на мне.
Вы поймите, мой отец всегда лично руководил компанией, он привык все держать под контролем. Скорее всего, именно поэтому у него и получилось вывести свою компанию на такой высокий профессиональный уровень. Но сейчас, при огромных масштабах производства, при развитии новых направлений деятельности УЛК, невозможно управлять таким гигантом одному. Мы с отцом привлекаем молодых, талантливых и перспективных специалистов – единомышленников, с которыми можно двигаться вперед одной большой и сильной командой.
– Какие меры предпринимаются для этого?
– Различные. Во-первых, мы продолжаем придерживаться выработанной лично Владимиром Федоровичем стратегии – не привлекаем готовых руководителей извне, а даем шанс тем, кто уже долгое время работает в УЛК. Большинство директоров и начальников наших подразделений и отделов начинали с малых должностей и постепенно доказывали, что им по плечу более серьезные задачи. А мы, в свою очередь, не просто кидаем их в омут с головой, а помогаем развиваться в нужном направлении. Для этого на базе Устьянского лесного колледжа и наших лесоперерабатывающих комплексов регулярно проводим различные обучающие курсы, семинары, тренинги. С той же целью плотно сотрудничаем с питерской бизнес-школой АМI. А в скором времени я планирую протестировать в наших леспромхозах новую программу по отбору персонала. Там работает немало толковых молодых ребят, которые, сами того не подозревая, при определенных условиях могут стать сильными и успешными руководителями. Тестирование поможет им увидеть свой потенциал и поверить в себя.
Во-вторых, мы впервые реализуем такой масштабный проект, как «Карьерист 2020». На мой взгляд, он станет очень полезным инструментом для привлечения «крутых» специалистов в штат УЛК.
– Выбирая будущее образование и вуз, перед вами стоял хоть какой-то выбор или все было решено заранее?
– О выборе моей специальности никогда не шла речь. Как-то само собой было понятно, что я пойду по стопам отца и продолжу его дело. А когда я окончил школу, в России было всего несколько университетов, которые готовили специалистов для лесной промышленности, в том числе Архангельский и Санкт-Петербургский. Я решил остаться ближе к дому и поступил в САФУ на специальность «Управление сбытом и производством».
– Вы упомянули сотрудничество с бизнес-школой АМI. А сами в ней обучались?
– Да. Я был в тройке первых, кого отправили из УЛК в эту школу для прохождения полного курса. И ни разу не пожалел. За год мне дали столько нужных и полезных для моей профессии знаний, сколько не дали за пять лет обучения в университете. Само собой, в АМI проходят обучение уже готовые руководители и менеджеры. И выходят оттуда эффективными управленцами.
– Что для вас самое главное в жизни?
– Безусловно, всегда на первом месте должна быть семья. Потом уже работа. Сейчас у меня не всегда получается доказывать это своим близким, но они это прекрасно понимают. Особенно супруга. С Дианой мы вместе семь лет. Узаконили свои отношения в 2017 году, а сейчас воспитываем чудесную дочь Еву, которой уже год. Благодаря своей семье я стал другим человеком, более ответственным и серьезным. У меня появились совершенно другие жизненные ценности.
– Андрей, а что с увлечениями?
– Когда папа впервые взял меня с собой на работу, УЛК еще не было даже в планах. Был ИП Буторин, где я и заинтересовался делом своего отца. Было интересно все: копаться в гараже, ездить в лес, помогать ремонтировать трактора. Лишь бы дома не сидеть. Я часто вспоминаю, как спал у него в кабинете во время планерок, как не хотел идти в детский сад, а потом и в школу.
– Какие еще увлечения вы переняли от отца?
– Охоту, конечно. И тоже с детства. На протяжение всех моих школьных лет мы охотились вместе. Правда, потом я начал отдаляться от этого увлечения. А сейчас и вовсе удается вместе выехать в лесные угодья всего один или два раза в год.
Ну и конечно, благодаря отцовскому воспитанию я полюбил спорт. Он записал меня в секцию по рукопашному бою и всеми силами не давал мне ее бросить. Хотя такие порывы были. Но до первых значимых результатов. Когда я сам увидел, что делаю успехи, начал заниматься с удвоенной силой. За свою спортивную историю побеждал на всевозможных первенствах, от районных соревнований до чемпионатов России.
А четыре года назад я, как и отец, увлекся хоккеем. Мужественный спорт помогает отвлечься от повседневности и держать себя в форме.
– Можете вспомнить самую важную спортивную победу?
– Как-то раз одни из крупных соревнований проходили в День рождения моего отца. Так получилось, что я впервые выступал в одной категории с возрастными и опытными спортсменами, и на победу даже не рассчитывал. Но по воле случая дошел до финала. Утром перед боем созвонились с отцом. Он сказал, что лучшим подарком для него будет моя победа. И он его получил. Вернувшись домой, увидел в глазах отца настоящую гордость, что для меня было важнее любой победы.
Вообще я очень благодарен отцу! За то, что в свое время отдал меня в спорт, за то, что своим примером учил меня жизни и мудрости. Очень редко удается сказать ему об этом, но это так.
– Возвращаясь к производству, какие важные для Группы компаний задачи вы решили, будучи первым заместителем генерального директора? От достижения каких целей получили наибольшее удовлетворение?
– Самую глобальную задачу – выполнение плана – мы решаем каждый день силами сотрудников, работающих в УЛК. И если раньше, увидев производственные показатели за год, месяц или день, я мог откинуться в кресле и мысленно сказать: «Мы справились!», то сейчас воспринимаю это как должное.
Помимо этого, постоянно ставлю перед собой такие цели, которые помогут холдингу расти и развиваться. Так, однажды изучив статью расходов по ГСМ, задумался, как ее сократить. Встретился со специалистами и нашими партнерами, ознакомился с рядом предложений и рекомендаций. В итоге, после проведения тестов и экспериментов принял решение использовать для техники смазочные материалы другой марки. Принял и забыл. А в начале этого года, подняв все цифры, увидел, что благодаря этому решению холдинг значительно сэкономил.
Также можно вспомнить момент, когда мы захотели наладить двухстороннюю бесперебойную связь со всеми нашими лесозаготовительными комплексами. Для этого я даже съездил в Москву на выставку, где искал различные варианты. Остановился на сотрудничестве с Ростелекомом. Проведя ряд переговоров, мы нашли решение. И теперь у людей, работающих на лесозаготовительных комплексах, есть постоянная возможность держать связь со своими семьями и выходить в интернет. А мы, в свою очередь, вовремя получаем информацию о показателях лесозаготовки на том или ином участке.
– Кажется, вы поддерживаете инновационный подход и введение новых технологий. Каких изменений нам ждать в 2020 году?
– Самых разных! Это будет год экспериментов. Продолжим тестировать новое оборудование, автоматизировать и оптимизировать процессы, применять нестандартные решения. И это во всех направлениях. Например, сейчас совместно с компаниями Скания и Мерседес мы разработали проект и техническое задание для создания большого лесовоза вместимостью 100 кубометров древесины. Уже в этом году наши партнеры привезут его на чемпионат «Лесоруб XXI века».
Еще мы будем пытаться изменить и движение сырья, и лесозаготовку, и отвод делянок и многое другое. К концу года запустим геоинформационную систему. Также изучаю вопрос эксплуатации техники на газовом топливе.
Когда осуществим все задуманное, и оно выстрелит положительными результатами, вот тогда я буду удовлетворен!
– В ГК УЛК выделяется много ресурсов для улучшения условий труда всех своих работников. Как вы считаете, это необходимо?
– Безусловно. Вы видели, какие условия мы создаем для тех, кто трудится в лесу? У них есть абсолютно все: от вкусной горячей еды до Wi-Fi. Только дав им все необходимое и немного больше, мы можем требовать от них четкого выполнения всех обязанностей, а иногда и чего-то сверху. Такой подход, когда довольны все, самый эффективный.
Заметьте, мы стараемся не только для своих работников, но и для их семей. В населенных пунктах, где находятся наши производства, делаем огромный акцент на развитии социальной сферы.
Все это выделяет ГК УЛК на фоне других лесопромышленных компаний. Нам есть чем гордиться!
– Вы покинули отчий дом в 18 лет. Остались какие-то традиции семьи Буториных, которые сохранились спустя столько лет?
– Одна точно есть. Каждый Новый год мы собираемся в доме у родителей. Поздравляем друг друга, дарим подарки и подводим итоги. В это время мы все настоящие, мы семья. А последние годы праздник наполнен детским смехом, что говорит о процветании нашей семьи и фамилии.
Группа компаний УЛК