Три гектара площади терминала Плесецкого леспромхоза будет забетонировано до наступления зимы. С учетом быстро растущего объема заготовки и отгрузки древесины твердое покрытие – не роскошь, а необходимость. Производством стройматериала управляет компьютер, смешивая ингредиенты в нужных пропорциях – оператору бетонного завода достаточно выбрать рецепт.
Первые кубометры
Терминал Плесецкого леспромхоза, подобно аэродрому, сплошь залит бетоном. После проведенных в 2017 году масштабных работ грунтовое покрытие осталось только на территории, длинной полосой протянувшейся от КПП до теплого склада. На днях там работали специалисты Устьянской строительной компании, отсыпая подушку из песчано-гравийной смеси и монтируя опалубку для монолитного бетона. В самом конце сентября они приступили к заливке твердого покрытия. До наступления первых морозов необходимо забетонировать площадки под склады круглых лесоматериалов, территорию ремонтно-механических мастерских и котельной, а также площадку под мойку автотранспорта.
- В этом году планируется устроить бетонное покрытие на площади 3 гектара. Прежде всего это производственная необходимость, - пояснил директор Плесецкого леспромхоза Игорь Гришин. – Объемы лесозаготовки растут практически ежемесячно. Сейчас мы заготавливаем по 60-70 тысяч кубометров леса, к началу 2019 года должны выйти уже на 99 тысяч кубометров. Бетонирование подъездных путей и площадок для складирования круглых лесоматериалов обеспечит хороший доступ к штабелям. Соответственно, это повысит скорость разгрузки сортиментовозов и подвоза древесины под погрузку вагонов. Все элементы технологической цепочки начнут двигаться еще быстрее, возрастет производительность труда.
Для выполнения поставленной задачи в срок необходимо заливать не менее 200 кубометров бетона ежедневно. В этом году производство стройматериала решено было организовать на месте – это выгоднее, чем покупать. Из Вельского лесопромышленного комплекса в Плесецкий леспромхоз доставили элементы бетонного завода и в сжатые сроки собрали его на территории терминала. 28 сентября предприятие было запущено в тестовом режиме, а уже на следующий день вышло на производственную мощность – 20 кубометров бетона в час.
Успеть до зимы
Заводом можно управлять двумя способами: вручную, либо в автоматизированном режиме. В первом случае оператор посредством панели управления выбирает один из трех бункеров, в который из ковша погрузчика нужно высыпать песчано-гравийную смесь. Там она просеивается, избавляясь от крупных камней. Далее включается конвейер-дозатор, с ленты которого ПГС попадает в подъемный короб – скип, а из него – в смеситель, где к песку добавляется цемент и вода. Полученный раствор перемешивается до однородной массы и загружается в мобильный бетоносмеситель - он и доставляет материал на стройплощадку.
В автоматизированном режиме последовательность операций такая же, но «умное» производство справляется практически без участия человека. О том, как это работает, рассказал оператор бетонного завода Сергей Голдин:
- Просто на панели управления включается режим «Авто», нажимается одна клавиша, и больше ничего не нужно делать оператору, просто следить за процессом вот на этом мини-компьютере. Все операции выполняются автоматически. Здесь, в компьютере, уже заданы рецепты раствора, и по этим рецептам готовится бетон определенной марки. На каждую марку – разное количество ингредиентов. Мы выпускаем бетон класса B22,5. Он отлично подходит для строительства дорог и площадок терминалов.
Завод может работать при температуре воздуха до минус пяти. Когда столбик термометра упадет ниже этой отметки, вода просто замерзнет. Именно поэтому работу по бетонированию территории терминала планируется завершить до первых морозов. Если погодные условия все же не позволят выполнить план на сто процентов в этом году, оставшаяся территория получит твердое покрытие в 2019-м.
Несмотря на солидный объем работы, в смене бетонного завода всего три человека плюс водитель погрузчика. У оператора два помощника: один следит за подачей цемента и воды, второй контролирует поступление ПГС и армирующих компонентов. Работают в круглосуточном режиме, в две смены. Сотрудников для Плесецкого терминала набрали в Савинске, где ранее был закрыт бетонный завод. Места на новом предприятии получили самые квалифицированные работники, успешно прошедшие отбор.
Молодые деревья и новая техника
Помимо производственной необходимости, бетонирование территории терминала связано с благоустройством, которое на всех предприятиях ГК УЛК ведется планомерно и, можно сказать, возведено в принцип. В рамках этой работы большое внимание уделяют и зеленым насаждениям. В следующем году рядом с административными и жилыми корпусами появятся газоны и молодые деревья.
- Нужно облагородить территорию – от самого КПП и до теплого склада. Генеральный директор ставит задачу – должна быть чистота и порядок, - говорит главный инженер Плесецкого леспромхоза Владимир Победкин. - Сейчас дорожная служба завозит на терминал самосвалами землю, в течение недели будет поставлен экскаватор, который землю разровняет и подготовит под посадку. Весной на той части территории, которая у нас не запланирована под бетонирование, будет посеян газон. Для него собираемся закупить газонокосилку. Деревья хотим высадить вдоль забора, возле офиса, у КПП.
Параллельно с благоустройством территории терминала в Плесецком леспромхозе обновляется парк автомашин и спецтехники. Уже в октябре к четырем действующим лесозаготовительным комплексам (по три харвестера и форвардера в каждом) прибавится пятый, в таком же составе. До конца года в транспортный цех поступят 14 сортиментовозов Scania, восемь из которых придут на замену старым машинам. В дорожную службу закуплено пять самосвалов той же марки. Гараж терминала пополнится фронтальным погрузчиком Volvo и тремя перегружателями леса Fuchs. По словам главного инженера Владимира Победкина, эти машины зарекомендовали себя очень хорошо. Хвалят современную технику и операторы, которые работают на ней по 10-12 часов в день.
Василий Шиловский – один из самых заслуженных сотрудников Плесецкого леспромхоза, в отрасли он с 1980 года. Работал помощником вальщика, чокеровщиком, водителем лесовоза, фронтального погрузчика. Говорит, во всякой работе есть свои сложности. Но погрузка леса в железнодорожные вагоны требует особой внимательности, ведь наверху находятся стропальщики. Впрочем, сорокатонный перегружатель Fuchs слушается опытного оператора беспрекословно.
- Машина надежная и, что немаловажно, удобная. Мне 58 лет, видите, я работаю нормально, выдерживаю, от молодых вроде бы не отстаю. Я уже восемь лет на пенсии, но на отдых пока не собираюсь, - рассказывает Василий Николаевич.
Рука об руку с ветеранами трудятся молодые профессионалы, приходят на предприятие и новые сотрудники. Специалистов и техники хватает, люди хотят работать и зарабатывать, поэтому в Плесецком леспромхозе уверены - заготовка и отгрузка будут идти по плану.
Устьянский лесозаготовительный комплекс